to3men (to3men) wrote,
to3men
to3men

Это наши, советские батюшки



Представить себе, что священники РПЦ будут с воодушевлением распевать советские песни было невозможно ещё 10 лет назад. Церковь имеет, мягко говоря, все основания не любить Советский период. Одной из роковых ошибок советской системы было притеснение верующих людей. И если это приходилось совершать в переломный период, после февральской катастрофы 1917 года, когда окружение царя (не большевики!) заставило его отречься от престола, когда Церковь поддержала временное правительство, а огромная страна, взбудораженная миллионами жертв на ненужной, чуждой для понимания народа войне, потеряв управление, встала на дыбы, и не удержанная хлипкими руками «министров-капиталистов» полетела в пропасть хаоса...тогда всё было оправдано для сохранения страны, тогда большевики, подхватив власть, удержали Россию от уничтожения и развала, а Церковь, поддержавшую белое движение, были вынуждены репрессировать как идеологического врага.
Но позже, после утверждения власти большевикам необходимо было находить возможности для синтеза Веры в рай на земле именем Коммунизм и Веры в Бога. Особенно возможно это стало после Победы 1945 года, вклад в которую на ровне с коммунистами внесли и верующие люди. Православные Герои Советского союза, Герои Советского союза мусульмане, иудеи, буддисты...«Не бывает атеистов в окопах». Неприемлемо отказывать в равенстве возможностей тому с кем вчера побеждал, освобождал от нацистской нечисти землю, хоронил товарищей. Сталин осознавал, что солдат, поднимаясь в атаку со словами « заРодинузаСталина» нередко перед этим крестится.
«В Италии в 1944-43-42 годах, во время партизанской войны, которую вели коммунисты против правительства Муссолини, потом против немцев, в тот момент не было времени на концептуальный синтез христианства и коммунизма...Но слишком много было христиан. И слишком охотно эти христиане узнавали в коммунистах братьев и шли им навстречу. А шла война. И отказаться от этого встречного движения было нельзя. Поэтому никакого запрета быть коммунистом и при этом причащаться реально в Итальянской компартии, конечно, быть не могло. Поэтому светские коммунисты пели о Красном Знамени, Bandiera Rossa. А коммунисты, которые видели коммунизм так, как его видят люди, говорящие об о-божении, пели о Rossa Primavera, о Красной Весне. Потому что в конечном итоге и христианская мечта об этом раскрепощении и пробуждении, и коммунистическая, очень близки».¹
«С 1943 года имело место то, что сейчас историки называют новым курсом. В результате целого комплекса мер, которые были предприняты в годы войны и в первые послевоенные годы, положение Русской Церкви существенно изменилось — международные связи были восстановлены. Предполагалось придать Московскому Патриархату статус Вселенской, первенствующей Церкви, но этого достичь не удалось».²
Но великие люди подвержены инсультам, заговорам и умерщвлению, как и все. Сталина не стало, а хрущёвская оттепель внесла неотвратимый холод в отношения с религией. Из СССР выхолащивались Смысл, Вера и как следствие Дух. Гуляш коммунизм хрущёва в сочетании с закрывающими храмами обрекал страну на катастрофу. Некому было поддерживать огонь, Православная и Красная Церкви были разрушены или закрыты. Началось мракобесие смысла = агония.
А вот «в Латинской Америке в 60-е годы произошло концептуальное слияние идеи подобного пробуждения и раскрепощения человека — идеи коммунистической, марксистской и идеи христианской. И она называется Теология освобождения. Как и любая другая идея, она принадлежит своему времени. И многое тут можно добавлять, менять; много тут спорного. Я хочу только сказать, что в Латинской Америке в 60-е годы уже стало ясно: нужна концептуализация подобного синтеза.»¹ Это и помогло выстоять Кубе под боком США даже без помощи старшего брата.
Папа Римский: «Коммунисты – это скрытые христиане»³

Что же сподвигло батюшек так душевно петь советскую песню? Осмелюсь предположить, что Православная Церковь, как Институт веками окормляющий Россию, оказавший решающее влияние на суть русской культуры, а значит, являющийся субъектом, сформировавшим русскую душу и русские коды, этот Институт, оставшийся после позорного самоустранения КПСС единственным значимым субъектом трансляции смысла...так вот этот важнейший для существования России Институт одним из первых осознал опасность и объявил устами Патриарха Кирилла о недопустимости разрыва истории, о катастрофичности для России либеральной идеологии (ювенальная юстиция, секспросвет с начальных классов, нетрадиционный подход к семье, десталинизация, приравнивание коммунизма и фашизма). Осознавая свою ответственность за страну Церковь, как я понимаю, безусловно признаёт великие достижения Советского периода, а значит, даёт возможность своим служителям стать самими собой — советскими людьми (а не вылезшими из чёрной дыры иванами родства не помнящими), верующими в Бога и избравшими смысл своей жизни в служении Богу. У партийных перевёртышей, десятилетиями дежурно прославлявшими КПСС и в одночасье его проклявших (и половину своей жизни и сознания также) такой возможности полноценной жизни в гармонии с собой, как у этих батюшек нет.





¹ http://eot-su.livejournal.com/605335.html
² священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, доцент кафедры истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
http://www.sedmitza.ru/text/3530915.html
³http://friend.livejournal.com/1178815.html?thread=42814911


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →